Общие сведения

Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содей­ствующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандар­та общего образования. В Концепции модернизации российской системы образо­вания на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, подчеркивается важность и значение системы до­полнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, спо­собностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педа­гогическая структура, которая:

- максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;

- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и их личностную значимость;

- дает шанс каждому открыть себя как личность;

- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, инте­ресам и в индивидуальном темпе;

- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;

- активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;

- побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и

самоанализу;

- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для совер­шенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использо­вать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и приме­нения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализа­ции досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетиче­ские, творческие запросы.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании много­гранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ре­бенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, вы­ходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безоши­бочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникнове­нию у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и при­вычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здоро­вого образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятно­го социально-психологического климата в ней.

В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования:

- художественно-эстетической;

- декоративно-прикладной;

- военно-патриотической;

- физкультурно-спортивной;

- информационно-технологической.

Система дополнительного образования в школе имеет разветвленную струк­туру и включает следующие направления:

Направление

Название кружков/ описание деятельности

1. Художественно - эстетическое

Художественно - эстетическое направление включает в себя объединения музыкально­ хореографического творчества, социально - театрального творчества и объединяет единомышленников в лице педагогов и детей с общими творческими принципами и неповторимой художественной манерой. Это направление представлено танцорами.

-  Танцевальная группа «Карамельки»

Открыв обучающимся доступ к пониманию музыки, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования как раз и направлена на выявление, усиление, поддержку и развитие того уникального творческого потенциала, которым, как утверждают ученые, одарен каждый ребенок.

2. Физкультурно-спортивное

Цель: развитие интереса, способностей обучающихся, выявление наиболее талантливых детей в области конкретного вида спорта. Кроме того, кружки и секции этого блока воспитывают у детей сознательное и активное отношение к ценностям здоровья и здоровому образу жизни. Компенсировать повышенный уровень интеллектуальной деятельности, помочь сочетать умственную и двигательную активность

-  Спортивная секция «Волейбол»

3. Информационно - технологическое

Цель: расширить знания обучающихся в рамках образовательных областей, в частности информатики

Кружок «Мир информатики»

4. Военно-патриотическое

Перед педагогами школы стоит задача воспитать патриота, человека, который любит свою Родину. В условиях дополнительного образования эта задача решается воспитанием интереса к прошлому через изучение культуры, быта, знакомства с судьбами людей разных эпох; любовью к природе, её достопримечательностям; организацией участия в решении общественных проблем на возможном для обучающихся уровне; формированием гражданской позиции, как понимания связи с людьми, живущими в обществе. Всё вместе это можно выразить одним словом - сопричастность.

-  Кружок «Краевед»

-  Школьный музей «Родник»

Цель: формирование личностных и ценностно­ориентированных качеств обучающихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствовать социальной и профессиональной ориентации. На занятиях этого направления царит особый психологический климат доверия, свободного и равного общения ребенка сошкольниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.